Военный музейный комплекс

     

 

 

На данной странице вы можете познакомиться со школьными мероприятиями, в которых принимали участие несколько музеев военного комплекса.

Мероприятия, проведенные каждым из музеев, можно увидеть НА СТРАНИЦАХ МУЗЕЕВ в начале раздела.

 

Коллектив школы работает в постоянном взаимодействии с Советами ветеранов №8, №9 и №10 района Северное Тушино, с окружным Советом ветеранов, а также с членами Боевого содружества «Бадахшан», основу которого составляет полковое братство 860-го отдельного мотострелкового полка, исполнявшего свой интернациональный долг в Афганистане.

Ветераны - наши друзья и постоянные помощники в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Они - не только гости и участники всех торжественных мероприятий школы, они - люди, которые хранят бесценную память о суровых годах Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов. Поэтому их встречи со школьниками и родителями на Уроках мужества, их рассказы о воне и своей жизни, наши совместные выезды по местам боевой славы оставляют особые чувства, которые не забываются никогда. И это далеко не все.

Увидеть мероприятия с участием ветеранов вы можете НА СТРАНИЦЕ КАЖДОГО МУЗЕЯ КОМПЛЕКСА в начале раздела, а также на странице "ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПЛЕКСА".

Концепция развития военного музейного комплекса ГБОУ Школа № 1286 на 2019 – 2021 гг.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный музей - одна из форм урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности музеев ГБОУ Школа №1286 в настоящее время является интеграция музейного и образовательного пространств на основе принципа преемственной связи между дошкольным отделением, начальной, средней и старшей школой. В процессе своей работы школьные музеи расширяют образовательное пространство, способствуя развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся, повышает мотивацию детей к обучению, предлагают ребенку наиболее удобные и комфортные для него способы восприятия информации: через тактильные ощущения, через яркие зрительные и звуковые образы, через погружение в ту или иную историческую и культурную среду, раскрепощают и развивает эмоциональную сферу ребенка, выявляют и развивают его творческие способности.

Школьные музеи призваны способствовать духовно-нравственному развитию, формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей ребенка, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время в состав музейного комплекса ГБОУ Школа №1286 входят девять музеев. Три из них имеют военно-историческую направленность, общие цели и задачи, поэтому они объединены в отдельный военный музейный комплекс.    

Концепция развития военного музейного комплекса разработана с учетом воспитательной стратегии ГБОУ Школа №1286, на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования, а также программ внеурочной деятельности. Данная концепция определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития военного музейного комплекса школы, задает основные направления, формы и механизмы развития. адресована ученическому, педагогическому и родительскому коллективам ОУ, а также общественным и ветеранским организациям, принимающим участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.

Концепция разработана коллективом педагогов под руководством руководителя музейного комплекса ГБОУ Школа № 1286 А.С.Разводовской.

 

        Основанием для разработки данной Концепции являлись следующие нормативные документы:

развития музеев в государственных образовательных учреждениях

системы Департамента образования города Москвы.

  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015г. о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы." 
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014г. 2403-р об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 25.10.1999 г. № 06-9ин28-06 Генерального штаба Министерства обороны РФ от 26.10.1999 г. № 4036 «О военно-патриотическом воспитании молодёжи».
  • Письмо Минобразования РФ от 01.03.2002 N30-51-13116  "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации их популяризации".
  • Письмо Минобразования РФ от 30 июня 2005г. №03-1230 об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России.
  • Решение коллегии Минкультуры РФ о концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.
  • Примерное положение  о музее  государственного образовательного учреждения.
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.
  • Приказ об утверждении Правил бесплатного посещения обучающимися и сопровождающими их лицами музейных и выставочных экспозиций, размещенных в государственных учреждениях культуры города Москвы.
  • Приказ 10.03.2009г. №90 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 31.07.2007 г. № 582».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-18116 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  • Приказ от 31.07.2007г. № 582 Об утверждении Примерного положения о музее государственного образовательного учреждения и состава Совета музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.
  • Положение о школьном Музей боевой славы 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии имени генерала А.П.Белобородова.
  • Положение о школьном музее «Подвиги огненных лет.
  • Положение о школьном музее «Солдат войны не выбирает».

 

  1. СОСТАВ ВОЕННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАБОТЫ.

В военный музейный комплекс ГБОУ Школа №1286 входят три музея:

  • Музей боевой славы 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии имени генерала А.П.Белобородова.

Музей был создан в 1966 году к 25-й годовщине Битвы за Москву на базе школы № 59 Тушинского района (сейчас – школа № 1286 СЗАО)  города Москвы на основе материалов, собранных учащимися школы и ветеранами дивизии в ходе большой поисковой экспедиции «Москва».

В стенах школы вёл свою работу Совет ветеранов 9й ГКСД. Первым председателем Совета был легендарный человек – командир  дивизии, дважды герой Советского Союза Афанасий Павлантьевич Белобородов, а его заместителем – бессменный комиссар Михаил Васильевич Бронников. Совместно с учащимися и педагогами был создан штаб «Патриот», который разрабатывал план поисковых работ по местам боев 9-ой ГКСД на Волоколамском направлении в 1941 году: Ленино-Снегири, Нефедьево, Рождествено Истринского района. В ходе работ было найдено большое количество артефактов, воспоминаний очевидцев и участников сражений. Часть экспонатов позже была передана в Государственный Исторический музей, а часть – в мемориальный музейный комплекс Ленино-Снегири. Школьный музей хранит бесценные материалы: воспоминания бойцов, картотеку и переписку, включая письма с фронта, очерки и стихи, а также копии знамени 9 ГКСД и  знамени Победы, каски советских и немецких солдат,  фляги,  котелки,  отдельные детали советского и немецкого оружия, армейский  примус, телефон, медали и памятные значки, подаренные книги.

  • Музей «Подвиги огненных лет».

Музей был основан в 2010 году к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Начинался музей с двух экспозиций: «Ордена, медали и наградные знаки» и «Города Герои». В дальнейшем силами педагогов, воспитанников и родителей музей расширялся. В результате проектно-исследовательской деятельности детей появились новые экспозиции: «Река времени», «Битва у разъезда Дубосеково», «Книга памяти». Последним важным проектом, вошедшим в экспозицию музея, стал рельеф "Взятие Рейхстага".

  • Музей «Солдат войны не выбирает»

Музей был создан в 2017 году с целью увековечивания памяти героя-афганца Александра Латышева, учившегося в нашей школе. Открытие музея состояло из двух этапов: в ноябре 2017 года была открыта мемориальная плита, установленная на фасаде школы, а в мае 2019 года была открыта музейная экспозиция.

В создании музея принимали активное участие однополчане героя, служившие вместе с ним в 860-м отдельном мотострелковом Псковском Краснознаменном полку, а также члены Боевого содружества «Бадахшан», основу которого составляет полковое братство этой воинской части.

 

Основными направлениями работы военного музейного комплекса являются:

  • Работа с музейным фондом и музейной экспозицией: поиск и приобретение музейных предметов, систематизация и хранения музейных предметов, создании музейных экспозиций.
  • Проектно-исследовательская деятельность школьников и дошкольников на базе музейных фондов.
  • Разработка и проведение музейных уроков, экскурсий и тематических программ на базе экспозиции и в рамках тематики музея.
  • Разработка и проведение комплекса общешкольных гражданско-патриотических мероприятий: Дней воинской славы и памятных дат военной истории, празднования Дня Победы, встреч с ветеранами ВОВ и локальных конфликтов и их родственниками и др.
  • Создание постоянных и временных выставок, посвященных памятным датам и событиям военной истории России, а также отдельным людям и их судьбам.
  • Работа в системе дополнительного образования: обучение музейного актива основам экскурсионного дела, культуре речи, правилам публичных выступлений. Организация участия музейного актива и других школьников и дошкольников в окружных и городских мероприятиях в рамках тематики музея.
  • Социокультурная деятельность музея: налаживание сотрудничества с педагогами школы, родителями учащихся, с учреждениями образования, науки и культуры, взаимодействие с общественными, ветеранскими, социальными организациями.
  • Информационно-просветительская работа: наполнение музейных разделов сайта ОУ и страниц музейного комплекса в социальных сетях, использование электронных образовательных ресурсов в работе музейного комплекса. Презентация опыта музейно-педагогической работы.
  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Целью развития музейного комплекса является духовно-нравственное и гражданско-патриотические воспитание обучающихся и воспитанников, формирование и развитие полноценной личности, имеющей широкий кругозор и развитый интеллект, собственную гражданскую позицию, основанную на любви к Родине и знании ее истории, проявляющей гуманное отношение к людям и окружающей природе.

На реализацию данной цели направлены следующие задачи развития музейного комплекса:

Обучающие:

– формирование у обучающихся и воспитанников целостного представления об истории, культуре и природе своей страны;

– формирование умения анализировать исторические, культурные и природные явления и объекты, вырабатывать и формулировать свое отношение к ним;

– освоение обучающимися и воспитанниками прикладных навыков исследовательской деятельности;

– расширение кругозора детей;

Развивающие:

– развитие активного интереса к изучению истории и культуры своей страны и мира;

– развитие чувства красоты и гармонии;

– развитие внимания, памяти и воображения;

– развитие творческих способностей;

– развитие образного, абстрактного и аналитического мышления;

– расширение словарного запаса и развитие речи;

Воспитательные:

– воспитание любви к своей стране и заботливого отношения к ее истории, культуре и природе;

– формирование чувства патриотизма и гордости своей историей и культурой;

– формирование системы ценностей на основе духовных и культурных традиций своего народа;

– социализация обучающихся и воспитанников и формирование у них навыков совместного исследования и творчества;

– формирование навыков организации культурного досуга.

Методически-организационные:

– совершенствование форм музейно-педагогической деятельности, включенных в область действия данной концепции;

–  сохранение и расширение фондов школьных музеев.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА И ФОРМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
  • Работа с музейным фондом и музейной экспозицией: создание электронного банка данных музейных предметов и документов; расширение постоянных экспозиций музеев комплекса, в том числе за счет прилегающих коридоров:

- в музее боевой славы: создание галереи славы «Моя семья в истории России»;

- в музее «Подвиги огненных лет»: создание экспозиций, посвященных детям-героям войны и жизни детей в военной время;

- в музее «Солдат войны не выбирает»: создание экспозиций, посвященным Героям России, исполнявшим свой воинский долг в «горячих точках» (в 2019 году – героям Чеченской войны).

  • Проектно-исследовательская деятельность школьников и дошкольников: создание книг памяти о родственниках – участниках военных действий; создание проектов о военной истории своего района и жизни ветеранов; разработка специальных семейных проектов для объединения нескольких поколений участников; участие в городских конкурсах соответствующего профиля.
  • Разработка и проведение музейных уроков, экскурсий и тематических программ: разработка и проведение новых уроков, экскурсий и программ по постоянной экспозиции и временным выставкам; введение и апробация новых интерактивных форм уроков, экскурсий и программ; создание единого маршрутного листа (квеста) по музейному комплексу для разных возрастных категорий школьников и жителей района.
  • Разработка и проведение комплекса общешкольных гражданско-патриотических мероприятий: привлечение к участию в мероприятиях большего числа ветеранов и родителей; разработка и апробация специальной программы для ветеранов и родителей с детьми «Наша связь не прервется в веках» по военному музейному комплексу.
  • Создание постоянных и временных выставок: создание новых выставок к памятным датам и Дням воинской славы. Создание серии временных выставок «Военная история моей семьи», посвященных семьям учеников и воспитанников ОУ, и создание на их основе галереи славы «Моя семья в истории России» (в музее боевой славы);  презентация и открытие первой выставки из этой серии, посвященной военной истории семьи Ярослава Костромичева.
  •  Работа в системе дополнительного образования (с музейным активом): расширение форм совместного творчества и взаимообучения детей разных возрастов, совершенствование мастерства экскурсоводов, разработка и апробация новой программы «В нашей семье не забудут героев!» (в рамках программы преемственности между дошкольным отделением, начальной, средней и старшей школой) с активным привлечением родителей школьников и дошкольников, а также ветеранов и жителей района.
  • Программно-методическая работа: разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность детей-экскурсоводов; разработка методических рекомендаций в помощь педагогам по использованию материалов школьного музея; расширение библиографической и методической базы работы музейного комплекса.
  • Социокультурная деятельность музея: расширение сотрудничества с педагогами школы, родителями школьников и дошкольников, с общественными, ветеранскими, социальными организациями.
  • Информационно-просветительская работа: расширение музейных разделов сайта ОУ, расширение использования электронных образовательных ресурсов в работе музейного комплекса. Презентация опыта музейно-педагогической работы для музейной, педагогической, родительской общественности: выступления на педагогических советах школы и родительских собраниях, участие в городских и международных конкурсах, фестивалях и конференциях.